Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

 

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей едоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Он умеет читать, писать, хорошо считает. Почему же он плохо учится?»

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

Часто родители недоумевают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то надо сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной радости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Старшие дошкольники – пленники эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Поэтому эмоции могут утомлять их до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Однако при всей подвижности эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. Старший дошкольник уже способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

 

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

 

Алиса Мигелевна

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Зачем ребенку родители?

Этот вопрос, конечно, покажется вам глупым и бессмысленным. «Как это зачем? – возмутятся эти самые родители. – Конечно же, для любви!» И конечно, будут при этом правы. Самые близкие ребенку люди – родители, бабушки и дедушки – стараются окружить чадо вниманием и заботой. В общем, любят их изо всех сил.

Однако любовь каждый человек понимает по-разному. Не смотря на то, что практически все считают себя специалистами в вопросах воспитания, уровень психологической и педагогической культуры у многих родителей очень низок, и это мешает им посмотреть на себя со стороны, понять, почему их ребенок ведет себя именно так, а не иначе, и как сами взрослые должны действовать в той или иной ситуации. А в результате часто слышны жалобы на неблагодарного, слишком распущенного или, наоборот, излишне зажатого ребенка, причем и семья вполне благополучная, и мама с папой – очень даже приличные люди, уважаемые члены общества. Но причины этого родителям стоит в первую очередь искать в себе, в своих взаимоотношениях с детьми. Фразу загадочного Сент Экзюпери  «все мы родом из детства» помните?

Психологи выявили несколько типов семейного воспитания, в результате которого у родителей могут возникнуть проблемы с детьми. Один из них – гипоопекающий тип, то есть такой, при котором ребенку не уделяется достаточно внимания и заботы, в их отношениях отсутствует теплота и доверительность. Неприятие может быть вызвано и некоторыми чертами личности ребенка (слишком шумный, или, наоборот, недостаточно веселый, непоседа или необщительный и т.п.), его «раздражающими» привычками. При этом взрослые могут и не осознавать этого, а искренне полагать, что они все делают правильно, либо же считать, что ребенок ничего не замечает. Иногда мама и папа, понимая, что обделяют малыша вниманием, пытаются откупиться от него игрушками, дорогими подарками. Дети воспринимают подобное отношение как неприятие себя такими, какие есть, формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка. Ребенок чувствует свое одиночество, отверженность.

Встречаются семьи, которые во всем стремятся к организованности и дисциплине. Как в армии есть командующий, так в такой семье есть главное ответственное лицо. И таким персонажем совсем не обязательно является папа. В любом случае, именно этому человеку принадлежит право «казнить и миловать», его приказы и поступки не должны даже обсуждаться. «Я всегда прав!» - считает такой родитель и практически лишает ребенка возможности реализовать свои способности и желания. Малыш в такой семье, как маленький робот, исполняет волю старшего, но в душе он протестует! Результатом будут озлобленность, недоверие, агрессия, социально неприемлемые способы снятия эмоционального напряжения.

Безусловно, главный принцип родительской любви – это когда ребенка любят не за то, какой он, а за то, что он просто есть. Однако существуют семьи, где родители проявляют чрезмерную заботу о ребенке, ради него они идут на самоотречение, он становится центром семьи. Все его поступки высоко оцениваются, ничто не подвергается критике, беспрекословно удовлетворяются абсолютно все желания и капризы, и тем самым малыш, увы, лишается воли, самостоятельности, самокритичности.

Часто родители хотят воспитать самого умного, талантливого, в общем, «самого-самого» ребенка. Главной установкой в этом случае (как правило, необязательно осознаваемой) становится следующая: «Ты должен делать только то, что нам надо, только в этом случае мы будем тебя любить!» В результате ребенок хронически боится неуспеха, сомневается в своих способностях, прикладывает неимоверные усилия, чтобы оправдать родительские ожидания, но это ведь получается не всегда! И как итог – разочарование в себе и повышенная тревожность из-за чувства собственного несовершенства.

Бывает и так, что между папой и мамой возникают разногласия, в ходе которых они начинают выяснять, кто в семье глава, и предъявляют ребенку совершенно противоположные требования, тем самым заставляя малыша постоянно подстраиваться то под одного, то под другого родителя, лавировать ценой собственных чувств. И в то же время дети копят обиду на обоих родителей, их собственное «Я» как бы разрывается на части. Вы уже, наверное, догадались, кто получится у нас «на выходе»? Конечно же, маленький (пока!) хамелеон, стремящийся угождать всем, не испытывая при этом, однако, никаких добрых чувств по отношению к тем, с кем общается и перед кем вынужден притворяться.

Разумеется, это крайние варианты, но ведь черты того или иного типа слишком часто встречаются в современных семьях. Может быть, вы тоже узнали себя в одной из этих характеристик? Тогда пора что-то менять! Иногда нам кажется, что сделать это никогда не поздно, но дети растут очень быстро… Так не лучше ли начать прямо сейчас? Возможно, вам помогут следующие простые советы. Впрочем, простые и очевидные они только на первый взгляд, но как порой трудно их соблюдать! Однако попробовать все же стоит.

Для начала перестанем делать ребенку замечания при посторонних. Постараемся не кричать на малыша, особенно если он не сделал ничего ужасного. Перестанем говорить при ребенке грубые слова, даже если они кажутся вам вполне пристойными.

Даже в минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед нами всего лишь ребенок, а не международный террорист.

Не будем силком кормить малыша (вряд ли он умрет голодной смертью, если не съест сейчас кашу) и будем считаться с его вкусом и пристрастиями.

Научимся чаще хвалить свое дитя. И при этом искренне!

Иногда (даже без повода!) крепко обнимем малыша и поцелуем.

На ночь вместо криков «Спать!» сочиним вместе с ним сказку (и лучше – с продолжением, чтобы хватило не на один вечер), где главным героем будет он сам.

Будем вместе рисовать красками, а потом устраивать «картинные галереи».

Перестанем откупаться дорогими подарками – будем проводить с ребенком больше времени.

Научимся терпеливо выслушивать малыша.

Заведем специальную тетрадь, в которую будем записывать смешные истории из его жизни, а также забавные словечки, маленькие события и большие открытия.

Прежде чем сказать «нет» - подумаем: может быть, можно сказать «да», - но в любом случае будем держать слово и никогда не давать невыполнимых обещаний.

Иногда позволим себе подурачиться и поиграть с ребенком на равных – корона с головы не упадет!

Перестанем пугать малыша Бабой Ягой, чужим дядей, милицией и собственным уходом «к другому мальчику».

Будем отвечать даже на самые каверзные вопросы ребенка.

Не будем относиться ко времени, проведенному с ребенком, как ко времени, потерянному для себя.

И, наконец, перестанем испытывать чувство вины перед ним – лучше исправить недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!

Алиса Мигелевна