Обучение – это неотъемлемая часть жизни человека на всех её этапах, мы начинаем учиться с первых минут появления на свет. В период 6-7 лет у ребенка наступает завершающий .этап формирования правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации и межполушарных связей между ними.
Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Правое полушарие создает основу для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие).
Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть), развитие моторики, развитие ловкости в детских играх. Важно обращать внимание на формирование мелкой моторики: завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
Формируются элементы произвольности внимания и памяти, достаточные для того чтобы ребенок мог обучаться в школе (концентрация на определенном виде деятельности, наличие вербальной инструкции). Способность к такой концентрации создается специальным окружением, в том числе в сюжетно-ролевой игре.
Глядя на эти факторы развития, обучение в первом классе является не только первой ступенью в школе, а и основой для развития целостности ребенка, как личности, так и командного игрока. Специфика обучения детей в первом классе, направлена на развитие двух интеллектов – это, общепринятый IQ (умственно развитие), и EQ (эмоциональный интеллект)
Обычный урок просто насыщен информацией, на данном этапе обучения не является результативным. Уроки в первом классе отличаются огромным количеством наглядного и дидактического материала, урок построен на «трех китах» – потрогай, попробуй, ощути.
В силу «кликового восприятия», ребенок приходит уже с огромным багажом фрагментарных знаний. Современный учитель как проводник должен направлять по помогать ребенку, собирать эти фрагменты в кусочки, а кусочки уже в картинки
Современный первоклассник, с меньшим энтузиазмом тратит время на письмо и чтение, поэтому урок письма результативно интегрировать с уроками ИЗО. Так же в работе рекомендуется активно использовать мелко-детальные раскраски. Математика – это не просто цифры и задачи, это игры, что напрямую связаны с жизнью. На этапе восприятия нового материала перед учеником должна ставиться задача, что непосредственно приводит его к ответу, и в тоже время желанию задавать новые вопросы.
Урок чтения – это не только заучивание и зачитывание, это и складывание букв из различных подручных материалов (для лучшего запоминания), во время работы с текстом результативным методом работы будет постановка вопросов: «А как Вы считаете? А почему это именно так? Что ожидает героя впереди? Какой урок может вынести каждый ученик? Закончи сам… Продолжи…» Это этапы развития фантазии, умения оперировать словарным запасом.
Что касается EQ? Это интеллект, с которого начинается каждый урок, и правильно настроенный ребенок выдает больший результат, и продуктивность ребенка вырастает в разы. Именно поэтому рекомендуется начинать утро с утренних встреч, где дети не просто делятся эмоциями, но обсуждают, что произошло и каким образом мы можем избежать трудностей. На этом этапе ребенок чувствует, поддержу не только учителя, он становится уверенней, открытым для общения в целом. Уроки в первом классе не должны быть стандартными, они должны быть взаимосвязаны с жизнью, выходить за рамки общепринятых уроков.
Особое внимание – первоклассникам! Ученикам 1-го класса созданы уникальные условия для адаптации: интерактивные средства обучения, оборудованные кабинеты, просторная игровая, lego-класс и компьютерный класс, игровые площадки на охраняемой зеленой территории. Дополнительно организуются занятия настольным теннисом, шахматами, хореографией, айкидо, кулинарией, театральной студией, английским клубом и др. Получая добротное современное образование наши ученики не теряют здоровье, а имеют возможность его укрепить благодаря расположению школы в экологически чистой зоне города и продуманной работе педагогов по здоровьесбережению. В распорядок дня первоклассников включены: ежедневные динамические паузы – прогулка на свежем воздухе, трехразовое сбалансированное питание; занятия в физкультурном, хореографическом залах, оздоровительном комплексе и др.
Проблема адаптации детей к школьной жизни не теряет своей актуальности.
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни, который требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни.
Известно, что у каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 1,5 – 3 месяцев до 1,5 лет. Во многом это зависит от качества условий, в которых ребенок оказывается после привычного детского сада.
Как скоро, как успешно и безболезненно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от того, насколько:
Очень красивая с огромными хвойными и лиственными насаждениями территория на которой растут несколько тысяч цветов. И каждый год озеленение обновляется. Именно здесь размещены корпуса “образовательного учреждения частный учебно-воспитательный комплекс «Просвіта».
Невозможно переоценить значимость качества воздуха которым дышат наши дети на протяжении 8-10 часов ежедневно. Ведь именно столько времени занимаются различными видами деятельности наши воспитанники в школе и на ее территории. Чистый воздух имеет значение не только для эффективного обучения, но и благоприятно влияет на формирование растущего организма, развитие эмоциональной сферы ребенка.
Для успешной реализации программы мы разработали расписание занятий и отдыха, которое позволяет без ущерба для здоровья детей интенсивно их развивать, формировать необходимые знания, умения, навыки, обеспечивать расширение и углубление школьной программы.
Каждый день в школе начинается с полноценного горячего завтрака. Как правило, во всех школах завтрак предлагается только после двух уроков. Для первого класса нашей школы полноценный горячий завтрак с 9:00 до 9:20, до 1 урока.
Еще не окрепших 6-7 летних детей, привыкших к режиму дня детского сада, мы обеспечиваем специально разработанным комплексом питания. Завтрак обычно состоит из медленных и быстрых углеводов, и небольшого количества белка.
Современными физиологическими исследованиями установлено, что энергетическая активность мозга (возможности памяти, логического мышления и скорость восприятия информации) напрямую зависят от наличия в крови медленных углеводов (рисовые или макаронные изделия, хлеб). А вот физическая активность, чувство бодрости и эмоциональный подъем зависят от свободного количества быстрых углеводов (сладкий чай или джем). Белок постоянно требуется для растущего организма, но его переваривание вызывает некоторую сонливость, поэтому по утрам его количество обычно ограниченно.
Уроки у первоклассников начинаются в 9:30 и длятся по 35 мин. Усиленная программа нашей школы требует повышенной интенсивности подачи учебного материала. Дальнейшее расписание многовариативно и зависит от особенности каждого ребенка и желаний родителей.
Важно отметить, что, кроме того, что школой предлагается большое количество секций и кружков, интегрированных в расписание дня ребенка, не менее существенным является то, что программа для каждого ребенка разрабатывается индивидуально и может быть изменена в любое время. Такой подход принципиально отличается от традиционного, где распорядок второй половины дня, будь то спортивные секции дополнительные занятия, разработан для всего класса в целом.